Меню

Аристотель о монархии, демократии и олигархии

Аристотель
Афинская демократия

Древние философы об общественном устройстве

Со времени образования государства философов интересует модель идеального общества.

Вопросом общественного устройства, например, занимался Геродот. Он выделял три вида государства: монархию, олигархию и демократию (равенством её называл).

Примерно одинаковое различие между системами проводили Ксенофонт и Платон.

Однако тот, кто систематически имел дело с режимами, так это Аристотель.

Аристотель «Политика»

Политика «Πολιτικά» — так называется его трактат, в котором он рассмотрел гражданский строй с точки зрения города-государства. Считал, что именно такой строй способствует более полной жизни гражданина.

Согласно его представлению, существует три формы правления. Это когда правит один человек, группа людей, и большинство (народ).

Политическое устройство по Аристотелю

Из таблицы следует, что правильными ( справедливыми формами правления) являются ВАСИЛИА, АРИСТОКРАТИА, ПОЛИТИА (КОММУНИЗМ).

Неправильные ( с нарушениями ) ТИРАНИА, ОЛИГАРХИА, ДИМОКРАТИА.

МОНАРХИЯ — ТИРАНИЯ

Политическая система, где во главе стоит один человек называется Βασιλεια (Царство) — Δεσποτισμός (Деспотизм) – Δικτατορία (Диктатория) – Μοναρχια ( Монархия). Все эти понятия суть синонимы.

Правитель в этом случае обладает неограниченной властью и высшей волей в государстве. Однако во многих случаях вынужден предоставлять конституцию народу. Государство тогда частично получает некоторые демократические элементы, но монарх остается верховным правителем.

Злоупотребление властью называлось ТИРАНИЕЙ (хотя были вначале времена, когда и Тиран являлся почётным титулом). Тираны приходили к власти при поддержке последователей, не считаясь с волей большинства.

Согласно Аристотелю: «Тирания преследует цель обанкротить граждан. С одной стороны, чтобы поддержать режим с помощью своих денег, а с другой стороны держать людей занятыми, чтобы они не имели времени для участия в делах страны. Результат достигается как с помощью введения больших налогов, поглощения имущества граждан, так и строительства крупных проектов, которые истощают государственные финансы …. »

Меценатами тираны были только в период между 8 в. и 4 в. до н.э., когда важную роль играл дух конкуренции, характерной для древнегреческого общества. Тогда тираны различных городов соревновались друг с другом в строительстве огромных общественных работ, в основном храмов и водных систем.

АРИСТОКРАТИЯ – ОЛИГАРХИЯ

Под аристократией Аристотель подразумевал государство, которое основано на правлении превосходных. Но превосходство в данном случае – это знания, умения, деятельность во благо людей.

Если переводить буквально, аристократ – это обладатель (держатель) лучших человеческих качеств.

Но на протяжении последних сотен лет этот термин употреблялся применительно к дворянству, возникающему из-за богатства или происхождения. Что приводило к путанице между чистым понятием аристократии и олигархии. Лучшие качества стали отождествляться с высшими сословиями, особенно с крупными землевладельцами и феодальной системой.

Аристотель об олигархии
Олигархия в Древней Греции

Таким образом, искажением аристократии является ОЛИГАРХИЯ (ολιγαρχία < ολίγοι + άρχω) — немногие у власти.

Два режима — пара, потому что власть находится в руках немногих. Но нарушение заключается в том, что некоторые начинают выбираться на основе богатства или происхождения — факторов, которые не только не гарантируют надлежащее управление, но и формируют сетку интересов, определяемую общими интересами экономически влиятельных лиц.

  • Аристократия, как праведное государство, гарантирует хорошее управление, то есть правительство, которое заботится о счастье народа в целом.
  • Олигархия же, по мнению Аристотеля, является преступлением аристократии, когда правитель или правители также стремятся к благу, но лишь к своему и своего окружения.

Политиа — димократиа

Платон беседует с Аристотелем. Фреска Рафаэля "Афинская школа".
Платон беседует с Аристотелем. Фреска Рафаэля «Афинская школа».

И, наконец, демократия. Так почему же эта форма правления является обратной стороной коммунизма?

Дело в том, что прямой перевод слова ПОЛИТИА (πολιτεία ) — государство, гражданское общество. Означает ЕДИНОЕ МНЕНИЕ организованного сообщества людей.

В основе понятия лежит слово ПОЛИС – город-государство, где каждый индивид принимает участие в делах страны.

Этот термин ввёл Платон в процессе своего поиска идеального общества. В греческом языке пишется через «И» с ударением в окончании.

Политика происходит от политии, означающей совокупность действий и идей, связанных с общественными делами, управлением города, государства.

По сути, полития – это чистая, прямая демократия. КОММУНИЗМ в строгом смысле. Или народное вече (совет) по древнерусски, где решения принимаются непосредственно на собрании граждан, которые в ней участвуют.

Но бывает ещё демократия представительная. При ней власть осуществляется группой людей, которые избираются путём выборов представителей.

Вот здесь то и скрываются подводные камни. Существует множество выборных видов, но Аристотель раскрывает нам пять из них.

«Димос» — жители района

В русском языке пишется через букву «Е», так так понятие «демократия» попало через латинский перевод «demos» — народ.

В греческом языке — через «И» — ДИМОС (δήμος ) и значит не просто «народ», а люди определенного района, «земли», наделённые политическими правами.

Изначально этим термином называли одно из подразделений древней Аттики, которое было введено с реформой Клистениса.

В современной терминологии это просто муниципалитет.

Другая часть слова «кратия» берёт начало от «крато» (κρατῶ) — держу. Буквально получается – «муниципалитет держит», то есть является источником и органом политической власти.

По Аристотелю не всякая демократия служит процветанию государства.

В своём трактате «Политика» он описывает некоторые различные типы:

  1. Богатые и бедные имеют одинаковые политические права. Никто не является главенствующим. Закон первичен.
  2. Определяется небольшими социальными слоями. Избирателями могут быть граждане с доходами. Потому что для участия в политической жизни требуется покрытие расходов, хотя и минимальное. Законы превыше власти.
  3. Происхождение не учитывается, но избираться может только тот, был натурализован как гражданин. При этом типе также доминирует законное решение.
  4. Здесь, как и в предыдущей форме, но люди — правители, т. е. они выносят решение индивидуально, а не по закону.
  5. По четвёртому типу правления функционировало государство в Афинах времён Перикла. Решения принимались на индивидуальной основе народным советом.

Но обычно в странах с таким правлением начинают появляться димагоги, так как люди приобретают неограниченную власть.

Афины. Выступающий демагог
Афины. Выступающий демагог

Политика и демагог

Димагог (δημαγωγός) δῆμος + ἄγω (санскрит) अजति (ájati, я веду).

Аго, агого, агогос — ведущий за собой группу людей и оказывающий на неё определённое воздействие . А не просто словоблуд, как привыкли мы считать.

Более того, димагог возглавляет население димоса.

Из греческого словаря:

«Демагог — это лидер, который использует средства, предоставленные самой Республикой, по существу, чтобы свести ее на нет. Он эксплуатирует страхи, чувства, предрассудки, невежество и неспособность граждан получить или сохранить свою политическую власть и продвигать личные цели и интересы».

По такому же принципу образовано слово педагог — ведущий, направляющий, обучающий детей. В греческом языке есть и другие подобные образования, но у нас они не употребляются.

Своей властью димагог обязан народу и потому начинает самостоятельно руководить мнением толпы. Люди, увлечённые его идеями, охотно следует за ним. Демагоги начинают затягивать массы в нападения на чиновников. А это, в свою очередь, подрывает уважение к должности. Такая вырожденная демократия, по мнению Аристотеля, на самом деле не является государством, потому что порядок и стабильность отсутствуют. Ведь простым голосованием люди могут в любой момент игнорировать закон. Таким образом демократия переходит на уровень, когда участие в народном собрании оплачивается, а указы имеют тенденцию попирать законы.

Эта форма правления напоминает тиранию и, как и она сама, не является государством в истинном смысле этого слова. Такая форма демократии называется ОХЛОКРАТИЯ (Οχλοκρατία) где охлостолпа.

В конце концов Аристотель приходит к выводу, что монархия с признаками тирании всегда приводит к демократии. В свою очередь демократия, достигшая своей абсолютной формы, имеет тенденцию переходить снова к монархии. Но Аристотель добавляет, что есть случаи, когда государство не названо демократическим, но тем не менее, в результате высокой морали и образования, является демократическим, и наоборот…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.