Древние философы об общественном устройстве
Со времени образования государства философов интересует модель идеального общества.
Вопросом общественного устройства, например, занимался Геродот. Он выделял три вида государства: монархию, олигархию и демократию (равенством её называл).
Примерно одинаковое различие между системами проводили Ксенофонт и Платон.
Однако тот, кто систематически имел дело с режимами, так это Аристотель.
Аристотель «Политика»
Политика «Πολιτικά» — так называется его трактат, в котором он рассмотрел гражданский строй с точки зрения города-государства. Считал, что именно такой строй способствует более полной жизни гражданина.
Согласно его представлению, существует три формы правления. Это когда правит один человек, группа людей, и большинство (народ).
Из таблицы следует, что правильными ( справедливыми формами правления) являются ВАСИЛИА, АРИСТОКРАТИА, ПОЛИТИА (КОММУНИЗМ).
Неправильные ( с нарушениями ) ТИРАНИА, ОЛИГАРХИА, ДИМОКРАТИА.
МОНАРХИЯ — ТИРАНИЯ
Политическая система, где во главе стоит один человек называется Βασιλεια (Царство) — Δεσποτισμός (Деспотизм) – Δικτατορία (Диктатория) – Μοναρχια ( Монархия). Все эти понятия суть синонимы.
Правитель в этом случае обладает неограниченной властью и высшей волей в государстве. Однако во многих случаях вынужден предоставлять конституцию народу. Государство тогда частично получает некоторые демократические элементы, но монарх остается верховным правителем.
Злоупотребление властью называлось ТИРАНИЕЙ (хотя были вначале времена, когда и Тиран являлся почётным титулом). Тираны приходили к власти при поддержке последователей, не считаясь с волей большинства.
Согласно Аристотелю: «Тирания преследует цель обанкротить граждан. С одной стороны, чтобы поддержать режим с помощью своих денег, а с другой стороны держать людей занятыми, чтобы они не имели времени для участия в делах страны. Результат достигается как с помощью введения больших налогов, поглощения имущества граждан, так и строительства крупных проектов, которые истощают государственные финансы …. »
Меценатами тираны были только в период между 8 в. и 4 в. до н.э., когда важную роль играл дух конкуренции, характерной для древнегреческого общества. Тогда тираны различных городов соревновались друг с другом в строительстве огромных общественных работ, в основном храмов и водных систем.
АРИСТОКРАТИЯ – ОЛИГАРХИЯ
Под аристократией Аристотель подразумевал государство, которое основано на правлении превосходных. Но превосходство в данном случае – это знания, умения, деятельность во благо людей.
Если переводить буквально, аристократ – это обладатель (держатель) лучших человеческих качеств.
Но на протяжении последних сотен лет этот термин употреблялся применительно к дворянству, возникающему из-за богатства или происхождения. Что приводило к путанице между чистым понятием аристократии и олигархии. Лучшие качества стали отождествляться с высшими сословиями, особенно с крупными землевладельцами и феодальной системой.
Таким образом, искажением аристократии является ОЛИГАРХИЯ (ολιγαρχία < ολίγοι + άρχω) — немногие у власти.
Два режима — пара, потому что власть находится в руках немногих. Но нарушение заключается в том, что некоторые начинают выбираться на основе богатства или происхождения — факторов, которые не только не гарантируют надлежащее управление, но и формируют сетку интересов, определяемую общими интересами экономически влиятельных лиц.
- Аристократия, как праведное государство, гарантирует хорошее управление, то есть правительство, которое заботится о счастье народа в целом.
- Олигархия же, по мнению Аристотеля, является преступлением аристократии, когда правитель или правители также стремятся к благу, но лишь к своему и своего окружения.
Политиа — димократиа
И, наконец, демократия. Так почему же эта форма правления является обратной стороной коммунизма?
Дело в том, что прямой перевод слова ПОЛИТИА (πολιτεία ) — государство, гражданское общество. Означает ЕДИНОЕ МНЕНИЕ организованного сообщества людей.
В основе понятия лежит слово ПОЛИС – город-государство, где каждый индивид принимает участие в делах страны.
Этот термин ввёл Платон в процессе своего поиска идеального общества. В греческом языке пишется через «И» с ударением в окончании.
Политика происходит от политии, означающей совокупность действий и идей, связанных с общественными делами, управлением города, государства.
По сути, полития – это чистая, прямая демократия. КОММУНИЗМ в строгом смысле. Или народное вече (совет) по древнерусски, где решения принимаются непосредственно на собрании граждан, которые в ней участвуют.
Но бывает ещё демократия представительная. При ней власть осуществляется группой людей, которые избираются путём выборов представителей.
Вот здесь то и скрываются подводные камни. Существует множество выборных видов, но Аристотель раскрывает нам пять из них.
«Димос» — жители района
В русском языке пишется через букву «Е», так так понятие «демократия» попало через латинский перевод «demos» — народ.
В греческом языке — через «И» — ДИМОС (δήμος ) и значит не просто «народ», а люди определенного района, «земли», наделённые политическими правами.
Изначально этим термином называли одно из подразделений древней Аттики, которое было введено с реформой Клистениса.
В современной терминологии это просто муниципалитет.
Другая часть слова «кратия» берёт начало от «крато» (κρατῶ) — держу. Буквально получается – «муниципалитет держит», то есть является источником и органом политической власти.
По Аристотелю не всякая демократия служит процветанию государства.
В своём трактате «Политика» он описывает некоторые различные типы:
- Богатые и бедные имеют одинаковые политические права. Никто не является главенствующим. Закон первичен.
- Определяется небольшими социальными слоями. Избирателями могут быть граждане с доходами. Потому что для участия в политической жизни требуется покрытие расходов, хотя и минимальное. Законы превыше власти.
- Происхождение не учитывается, но избираться может только тот, был натурализован как гражданин. При этом типе также доминирует законное решение.
- Здесь, как и в предыдущей форме, но люди — правители, т. е. они выносят решение индивидуально, а не по закону.
- По четвёртому типу правления функционировало государство в Афинах времён Перикла. Решения принимались на индивидуальной основе народным советом.
Но обычно в странах с таким правлением начинают появляться димагоги, так как люди приобретают неограниченную власть.
Политика и демагог
Димагог (δημαγωγός) δῆμος + ἄγω (санскрит) अजति (ájati, я веду).
Аго, агого, агогос — ведущий за собой группу людей и оказывающий на неё определённое воздействие . А не просто словоблуд, как привыкли мы считать.
Более того, димагог возглавляет население димоса.
Из греческого словаря:
«Демагог — это лидер, который использует средства, предоставленные самой Республикой, по существу, чтобы свести ее на нет. Он эксплуатирует страхи, чувства, предрассудки, невежество и неспособность граждан получить или сохранить свою политическую власть и продвигать личные цели и интересы».
По такому же принципу образовано слово педагог — ведущий, направляющий, обучающий детей. В греческом языке есть и другие подобные образования, но у нас они не употребляются.
Своей властью димагог обязан народу и потому начинает самостоятельно руководить мнением толпы. Люди, увлечённые его идеями, охотно следует за ним. Демагоги начинают затягивать массы в нападения на чиновников. А это, в свою очередь, подрывает уважение к должности. Такая вырожденная демократия, по мнению Аристотеля, на самом деле не является государством, потому что порядок и стабильность отсутствуют. Ведь простым голосованием люди могут в любой момент игнорировать закон. Таким образом демократия переходит на уровень, когда участие в народном собрании оплачивается, а указы имеют тенденцию попирать законы.
Эта форма правления напоминает тиранию и, как и она сама, не является государством в истинном смысле этого слова. Такая форма демократии называется ОХЛОКРАТИЯ (Οχλοκρατία) – где охлос – толпа.
В конце концов Аристотель приходит к выводу, что монархия с признаками тирании всегда приводит к демократии. В свою очередь демократия, достигшая своей абсолютной формы, имеет тенденцию переходить снова к монархии. Но Аристотель добавляет, что есть случаи, когда государство не названо демократическим, но тем не менее, в результате высокой морали и образования, является демократическим, и наоборот…