Клистенис
Ο Κλεισθένης ( 6 век до н.э) — видный афинский политик. Прославился тем, что в 508-507 гг. заложил основы демократической реформы в Афинах.
Происходил он из рода Алкеонида и был сыном Мегаклеуса, лидера опозиционеров из среднего класса. Во время правления тирана Писистрата вся семья была изгнана из Афин вместе с другими противниками режима.
Правление Песистратов
Путь Клистениса к власти был долог. После смерти Писистрата, его сыновья попытались придать тираническому режиму некоторую легитимность, что позволило Клистенису вернуться в Афины.
Но после убийства сына Писистрата Гиппарха , его брат Гиппиас еще более укрепил свою позицию и режим отца.
Тогда Клистенис обратился к Дельфийскому Оракулу с просьбой убедить спартанцев помочь ему освободить Афины от тирана. К сожалению, попытка его оказалась неудачной и он снова был изгнан.
И вот с этого момента начитается новый этап борьбы Клистениса против режима тиранов. Дельфийский Оракул всё-таки договаривается со спартанцами и они приводят свою армию в Аттику. Вместе с противниками Гиппиаса, во главе которых стоял Клистенис, они осадили Акрополь и свергли тирана.
Так закончилась тирания Пейсистратидов. В то время как борьба за свободу прав ещё продолжалась. Действующая аристократия свои позиции не сдавала. Предложенные Клистенисом реформы не были одобрены аристократами. Но не имея правовых рычагов воздействия, они обратились за военной помощью к противникам Клистениса и в очередной раз изгнали его из города. Вместе с ним в ссылку ушли 700 афинских семей.
Но когда лидер аристократии Исагора попытался навязать олигархический режим, заменив парламент своими людьми, афиняне подняли восстание и вызвали в Афины Клистениса.
Реформы Клистениса
Итак, с окончанием тирании Писистрата, наступил новый период в жизни древних Афин. Клистенис обязался реформировать государство и сделать его демократичным.
Для этого он разделил Аттику на 3 основных района ( димос –δήμος) город, побережье и окружающие острова –средиземноморье.
Затем, с помощью системы «триитий» (теоретическая единица), разделил каждый муниципалитет на 10 частей, создав в общей сложности 30 единиц.
После он взял по одной единице из города, средиземноморья и побережья и сформировал новую, если можно так сказать, «народность».
Такую же манипуляцию он провёл и с другими районнами, сделав из них 10 новых «народностей».
С этой системой богатые дворяне перестали быть сильным классом и смешались с остальными гражданами.
А политики лишились думать только о своих интересах, поскольку теперь все были перемешаны и равны в правах.
Церковь — собрание древних Афин
Клистенис передал всю власть церкви муниципалитета.
Главным демократическим собранием в древних Афинах была Церковь (Εκκλησία — эклисия) муниципалитета и проходила на холме Пникас, в Древней Агоре или в Театре Диониса.
Собрание было открыто для всех мужчин-граждан (имевших политические права) в возрасте старше 20 лет . Основано оно был Солоном в 594 году до нашей эры. В процессе принятия решений афинской демократии приняли участие около 43 000 афинских граждан.
Из них избрали десять генералов, которые командовали не только армией, но и самим государством.
Кроме того, 400-местный парламент, орган, созданный ещё Солоном, был заменён новым парламентом с 500 депутатами. Избирались каждый год по 50 человек от каждого «димоса». Так что у всех граждан появилась возможность стать депутатами.
Задача парламента состояла в том, чтобы подготовить вопросы, которые обсудила бы церковь муниципалитета. Чтобы защитить государство от возможной тирании, Клистенис удалил высшую должность на которую избирали на год. Вместо этого ввел ежедневную жеребьёвку среди простых граждан.
Остракизм
Еще одной мерой защиты государства был остракизм.
Каждый афинянин, который голосовал, получал кусочек глиняного черепка. На нём писали имя человека, которого считали опасным для государства. Затем эти черепки бросали за специально ограждённое место и после проводили подсчёт. Человек, которому суждено было покинуть город, должен был набрать не менее 6000 голосов.
Тот , кто набирал наибольшее количеств»черепков», покидал Афины на 10 лет, но не терял ни своих политических прав ,ни своего имущества. Поскольку возвращение могло быть осуществлено в том же порядке голосования. Или, же вернуться домой после завершения срока.
Так родилась в Афинах демократия, государство, которое дало всем своим гражданам право, но при этом и обязанность участвовать в управлении государством.
Демократия стала одним из важнейших завоеваний древних греков. Таким образом, родство и происхождение перестали играть роль в политической жизни Афин.
С этой мерой Клистенис «передал государство народу», как позже писал Аристотель.
После установления и осуществления своих мер Клистенис исчез из политической жизни Афин. Ни один древний источник не упоминает, где и как он умер.